Вновь о гендерном дисбалансе в ЖК

Вновь о гендерном дисбалансе в ЖК


Проблема справедливой представленности женщин в парламенте Кыргызстана является довольно избитой темой. Не секрет, что партии Кыргызстана не совсем серьезно относятся к требованиям закона о выборах в части гендерного баланса. Статья 60 данного Закона требует представленности каждого пола не более 70% в списках кандидатов от каждой партии. Но в парламенте мужчин оказывается всегда больше, чем 70%. Данное обстоятельство объясняется тем, что требование "гендерной квоты" распространяется на списки кандидатов от каждой партии, но не на распределение мандатов в парламенте. Тем не менее, очевидный дисбаланс (График. 1) показывает, что партии Кыргызстана не разделяют идею и ценности, заложенные в статье 60 Закона о выборах.

Примечание: Гендерная квота в статье 60.3 Закона "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" не определяет, какой пол должен быть не менее 30%. Данный столбец основывается на наихудшем сценарии для женщин. Но данный закон можно также трактовать как требование обеспечить представительство мужского пола не менее 30% от количества депутатов.

Стоит отметить, что согласно изменениям в Законе о выборах от 2016 года, в случае досрочного прекращения полномочий депутата его мандат передается следующему зарегистрированному кандидату того же пола. Но это не распространяется на случаи “отказа” от мандата депутата после выборов. Другими словами, гендерный баланс все еще под угрозой если “отказные” заявление будут писать в основном кандидаты женского пола. 

Согласно данным Национального статистического комитета, доля женщин в парламенте не превышала отметку в 30% с 2002 года, с момента начала учета.[1]



03-09-2020